Защитное устройство для электродвигателей
Описываемый здесь простое электронное устройство может оказаться очень полезным при эксплуатации однофазных электродвигателей в автоматическом режиме, без постоянного надзора. Таким устройством можно назвать безбашенные автоматические водоподъемные установки. Защитное устройство представляет собой максимально токовую защиту. Датчиком тока служит самодельный трансформатор тока. От коэффициента трансформации зависит предел токовой зашиты электродвигателя. Практически защиту можно настроить на любую мощность двигателя которые применяются в бытовых условиях.
Рассмотрим работу защитного устройства, схема которого показана на 1. рисунке. Блок питания, который состоит из сетевого трансформатора, Tr1, выпрямительного диодного моста VD1 – VD4, и сглаживающего фильтра С1, обеспечивает напряжение питания для устройства электроники UE.
Рис. 1.
Для лучшего понятия стоит коротко взглянуть в схему устройства электроники UE. Схема показана на 2. рисунке и она представляет собой обыкновенный триггер. С вторичной обмотки трансформатора тока Tr2, выпрямленное диодным мостом VD5 – VD8 напряжение через регулятор напряжения R1 и через фильтр R2, C2, поступает на вход триггера. Если уровень напряжения достегает определенного уровня, триггер срабатывает и катушка реле Р1 получит напряжение. При этом его контакты Р1 – 1 включаются и обеспечит самоблокировку реле Р1. Это необходимо для того чтобы схема оставалась в этом положении до нажатии кнопки КС. Контакты Р1 – 2 разомкнутся и отключают магнитный пускатель МР1, который своими силовыми контактами отключает электродвигатель. Контакты Р1 – 3 замыкается и включает сигнальную лампу La1. Схема остается в этом положении пока с кнопкой КС не разрываем цеп самоблокировки реле Р1. Порог срабатывания регулируется потенциометром R1. Время срабатывания зависит от номиналов R2 и С2. С указанными на схеме номиналами, при мощности эл. двигателя до 0,6Квт. устройство срабатывает за 8 – 10 сек. Время срабатывания защиты еще зависит от того, на сколько раз превышает сила тока установленного порога. Так например при коротком замыкании на питающем кабеле двигателя или в самом двигателе, зашита срабатывает мгновенно.
Рис. 2.
Устройство электроники размещено на плате 5 х 4. На нем находится диодный мост, резисторы, транзисторы и конденсатор С2. Здесь хочу отметить, что я применил самый простой триггер. Можно взять другие схемы на логических элементах, или на операционных усилителях. Реле был применен РКМП-2 с 4 парами переключаемых контактов на напряжение срабатывания 24В. Здесь тоже можно применить и другие типы, главное иметь соответствующее количество контактов. При выборе необходимо иметь в виду что на контакты реле будет подано напряжение ~230V.
Параметров трансформатора тока определяет мощность защищаемого электродвигателя. Для эл. двигателей от 0,4 до 1Квт был взят ленточный сердечник сечением 1см2. Первичная обмотка 3 витка монтажного провода диаметром 1,5 - 2мм. Вторичная 150 – 200витков проводом ПЭЛ-0,25. точное количество определяется экспериментально при налаживании устройства.
Наладка устройства заключается в том, что при запуске электродвигателя через полностью собранный защитное устройство, каким то способом затормозим вал двигателя. Потенциометр должен быть введено приблизительно на 1/4 от заземленного конца. При этом правильно настроенное устройство должен срабатывать в течении 8 – 10 сек. Если за это время защита не сработала потенциометр регулируем в верх по схеме. Если при полностью введенного потенциометра срабатывание не происходит нужно менять количество витков трансформатора тока. Можно добавить 1 виток первичной обмотки или 30 – 50 витков вторичной. Таким же способом поступаем если защита срабатывает при работе электродвигателя, только в этом случае наоборот, то есть уменьшаем количество витков первичной обмотки на 1 виток, или отматываем с вторичной 30 – 50витков.
У меня устройство было опробовано на электродвигателе насоса типа БЦ (0,6Квт) и в настоящее время на двигателе насоса «Педроло» (0,4Квт). Работает безотказно с 2003г. Все устройство вмонтировано в пульте управления безбашенной установки. Расположение отдельных узлов защитного устройства можно посмотреть на приложенной фотографии
Для увеличения кликните на фотографию
73! de UT1DA
Назад
Используются технологии
uCoz